Главная цель
обучения и воспитания:
«дать человеку
деятельность, которая бы
наполнила его
душу».
К. Д. Ушинский
В
новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение
образования в формировании личности, подготовленной к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых
образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных
реализовать такие концепции.Федеральный государственный стандарт
определил цель образования - общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение
учиться, и
базируется на системно-деятельностном подходе в
обучении.
В
связи с этим для реализации этого подхода при обучении физике мне помогает метод проектов.Он заключается в
выполнении обучающимися исследовательских и творческих проектов с
последующей презентацией. Для создания презентационной работы обучающимся
необходимо найти нужный материал, выбрать и исследовать выбранную тему,
проявить при этом свои творческие способности. Они с большим интересом
относятся к созданию презентаций.
Остановлюсь
конкретно на проекте «Развитие средств связи».Защита этого проекта
осуществляется на повторительно-обобщающем уроке по теме: «Электромагнитные
волны и их применение».Цель этого урока:обобщить и систематизировать знания по этой теме,а также актуализация и
углубление знаний учащихся о развитии средств связи.
Чтобы провести его мной была проведена большая подготовительная
работа, которая предусматривает поэтапную деятельность, используемую в данном
методе.
1-й этап: Погружение в проект.
Приступая к созданию учебного
проекта, я предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы,
жизненный опыт каждого обучающегося, а так же выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю идею и
обсуждаю ее с ними.
2-й этап: Организация деятельности.
Сначала формируются группы обучающихся.
Они между собой распределяют обязанности
при оформлении проектной работы.
3-й этап: Осуществление деятельности.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов
реализации проекта (это могут быть рисунки, схемы, таблицы и др.). Проекты
оформляются дома самостоятельно ,если требуется помощь ,то стараюсь оказать, но главное – не подавлять инициативу ребят, с
уважением относится к любой идее, создаю ситуацию «успеха».
4-й этап: Презентация результатов.
Весь собранный и оформленный материал следует представить одногруппникам,
защитить свой проект. Ответить на вопросы .
5-й этап: Рефлексия.
·
Что
вы считаете значимым, интересным при выполнении этого проекта?
·
Ваши
впечатления и ощущения.
·
Оценка
проекта.
Проект «
Развитие средств связи на современном этапе»
Задания
группам:
1)
предложить идею прибора для коммуникационных
систем;
2)
провести мини исследования в выбранном
направлении.
Направления:
радио, телеграф, телевидение, интернет, сотовая связь, телефон,
фототелеграф (факс).
В
проекте осветить на вопросы:
·
название прибора;
·
в какой области коммуникационных
систем разработан прибор;
·
для чего он предназначен;
·
принцип работы;
·
преимущества и недостатки,
·
выводы.
Для
исследования:
·
исторические сведения;
·
тема исследования;
·
выводы.
Проект
разрабатывался в течение 2-х недель. Как любую работу надо оценить. При
оценивании проекта я придерживалась следующих
критерий:
·
Осознанность
в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности,
значимости выполняемой работы.
·
Аргументированность
предлагаемых решений, подходов и выводов.
·
Выполнение
принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
·
Уровень
творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
·
Качество
оформления.
·
Качество
доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
·
Объём
и глубина знаний по теме, эрудиция.
·
Ответы
на вопросы: полнота, аргументированность.
·
Деловые
и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
В моей
педагогической практике успешно
используется метод проектов. На мой взгляд, наиболее удачные проекты разработаны по темам: «Воздействие тепловых двигателей на
окружающую среду», « Глаз. Очки. Оптические приборы».
Подводя некоторые итоги
работы по применению этого метода на уроках ,могу отметить преимущества : высокая мотивация к обучению;
моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки
самообразования и самоконтроля; навыки групповой деятельности; индивидуальный
подход; интерес к познавательной деятельности, а также недостатки :возрастает
нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка
возможностей, технические накладки);психологические коммуникативные проблемы;
проблема субъективной оценки
Работая в этом
направлении мне хотелось, выяснить, интересна ли
обучающимся такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом
направлении. Поэтому был проведен опрос среди студентов ,оказалось 92% - за,2%
-нет, 6%-не знаю.
В завершение хочу отметить, что использование метода проекта предоставляет преподавателю широкие
возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на
качественно новый уровень. В своих студентах я открываю активных и
заинтересованных партнёров, в самой себе – неведомые ранее резервы для
профессионального роста.
|